Политическая система ОАЭ
В целях обеспечения эффективного управления Объединенными Арабскими Эмиратами после создания страны в 1971 году, правители семи эмиратов, составляющих федерацию, приняли решение разработать временную конституцию с указанием полномочий новых федеральных учреждений. Как и во многих других федеральных государствах мира, определенные полномочия оставались прерогативой каждого из отдельных эмиратов, которые еще до создания федерации имели свои собственные правительственные учреждения.
В соответствии со статьями 120 и 121 Конституции ОАЭ, к сферам, находящимся в ведении федеральных властей, относятся:
- международные отношения;
- безопасность и оборона;
- вопросы гражданства и иммиграции;
- образование;
- здравоохранение;
- валютное регулирование;
- почтовые, телефонные и другие услуги связи;
- управление воздушным движением и лицензирование воздушных судов;
- регулирование трудовых отношений;
- регулирование рынка банковских услуг;
- делимитация территориальных вод;
- выдача преступников;
Все другие вопросы остались в юрисдикции отдельных эмиратов и их местных органов власти. В мае 1996 года Верховный совет, состоящий из правителей семи эмиратов, одобрил две поправки к временной конституции и решил изменить ее статус на постоянный.
Изучение индивидуальной и совместной работы федеральных и местных органов власти ОАЭ подчеркивает уникальность сочетания традиционных и современных политических систем, гарантирующее национальную стабильность и заложившее основу для развития страны.
В настоящее время федеральная система управления включает в себя:
- Верховный совет ОАЭ;
- Совет министров ОАЭ (Кабинет);*Парламент ОАЭ (в лице Федерального Национального Совета);*Федеральный Верховный Суд, представляющий собой независимый судебный орган.
Верховный совет ОАЭ избирает президента ОАЭ и вице-президента ОАЭ из числа своих членов на возобновляемый пятилетний срок. Верховный совет повторно избрал президентом шейха Халифу бен Заеда Аль Нахайяна на новый пятилетний срок в ноябре 2009 года. Верховный совет, состоящий из правителей семи эмиратов, имеет законодательную и исполнительную власть. Полномочия Верховного совета включают ратификацию федеральных законов и указов, общих политических планов, утверждение назначения премьер-министра и принятие его отставки. Он также может снять премьер-министра с занимаемой должности по рекомендации президента.
Кабинет министров ОАЭ, являющийся по Конституции органом исполнительной власти федерации, возглавляет премьер-министр, назначаемый президентом после консультаций с Верховным советом. Премьер-министр, который в настоящее время также занимает должность вице-президента, предлагает состав Совета министров, который подлежит утверждению президентом.
В связи с быстрым социально-экономическим развитием страны, на федеральном и местном уровнях были приняты меры по реформированию политической системы ОАЭ с тем, чтобы сделать ее более чутко реагирующей на потребности населения и обеспечить ее лучшую приспособленность к решению проблем, возникающих в процессе развития.
Эти меры были инициированы на федеральном уровне президентом шейхом Халифой бен Заедом Аль Халифой, разрабатывались и направлялись на уровне исполнительной власти вице-президентом и премьер-министром, правителем эмирата Дубай шейхом Мухаммедом бен Рашидом Аль Мактумом. Аналогичные программы были начаты на местном уровне в отдельных эмиратах федерации.
Выборы в Федеральный Национальный Совет и начало осуществления стратегии правительства ОАЭ в 2007 году стали важным этапом реформы. Эта стратегия, по словам шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума, «закладывает основы новой эры государственного управления. Ход времени и характер встающих перед нами задач побуждают нас думать по-другому и применять лучшую международную практику в области государственного управления. Эта стратегия объединяет наши усилия для достижения поставленных целей, сформулированных на основе детальных исследований (и) четко определяет и объединяет наши усилия на федеральном и местном уровнях».
Основное внимание в стратегии правительства ОАЭ уделяется построению взаимодействия между федеральными и местными органами власти. Другие принципы стратегии включают в себя активизацию нормативной и директивной роли министерств и улучшение механизмов принятия ими решений, повышение эффективности органов государственной власти и улучшение уровня предоставляемых ими услуг в соответствии с потребностями населения, а также пересмотр и модернизацию действующего законодательства.
Другие нововведения включают в себя поправку к статье 62 Конституции. Эта поправка гласит, что премьер-министр, его заместители и федеральные министры не должны попутно заниматься какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью и не должны вступать в качестве частных лиц в деловые отношения с федеральным правительством или местными органами власти.
Ссылки: